Новини

Курс на экологическую политику

Татьяна ХАРЛАН

20 апреля - День окружающей среды

 

 Курс наэкологическую политику

 

Татьяна  ХАРЛАН

В глобальном смысле наша планета, страна и город - наш дом, о котором мы должны заботиться.Эта истина не подлежит сомнению. На НЗФ это понимают, поэтому вопросамэкологической направленности у нас уделяется должное внимание. Так,инвестиционные вложения предприятия на выполнение пунктов различныхэкологических программ, начиная с 2001 года, составляют около 600 млн. грн. Наэтот год запланировано освоить более 122 млн. грн.  Вклад НЗФ в экологию в прошлом году был отмеченна Межрегиональной конференции дипломом за «Последовательную экологическуюполитику» в номинации «Лучшие экологически эффективные технологии».  Однако выполнять эту масштабную работустановится труднее. Виной тому - несовершенное, а порой и абсурдное законодательство в экологической сфере. В его тонкостях мы попробовалиразобраться совместно с заместителем главного инженера НЗФ по охране природы -начальником ЛЗВВБ Григорием Страдомским и депутатом городского совета, главойпостоянной депутатской комиссии по вопросам экологии и охраны окружающей среды,заместителем руководителя государственной экологической инспекции по Днепропетровской области Сергеем Поддубным.

 

 Эконалог увеличили в 24,5 раза

 

 - НЗФ неукоснительнособлюдает требования украинского законодательства, в том числе и в экологическойсфере, - говорит Григорий Дмитриевич. - Один из основных  регламентирующих документов -«Днепропетровская областная комплексная программа (стратегия) экологическойбезопасности и предупреждения изменений климата на 2016-2026 годы». Онапредусматривает дальнейшее выполнение мероприятий по охране атмосферноговоздуха, водных ресурсов, операций по обращению с отходами и т. д. В соответствии с ней мыпродолжаем строительство газоаспирационных станций со всеми составляющими,следим за состоянием грунтов и подземных вод на промплощадке, за обеспечениемочистки ливневых стоков с использованием их в оборотном цикле вместо свежейводы, забранной с водных объектов, установили и обслуживаем автоматизированнуюсистему экологического мониторинга, заключили договоры на утилизацию отходов,увеличили долю использования в производстве шлака и шлама и многое другое.Также предприятие исправно платит экологический налог. Так, за прошлый год мызаплатили более 9 млн. грн. Однако в этом году принятие Закона «О внесении измененийв Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины поулучшению администрирования и пересмотра ставок отдельных налогов и сборов»привело к увеличению экологического налога в 24,5 раза. Для примера: общаясумма экологического налога в четвертом квартале 2018 года (при соотношенииобъемов) составила 2 318,2 тыс. грн., а за первый  квартал 2019-го составляет 6 013,8 тыс. грн.Необходимо обратить внимание, что восстановление металла из руды в ферросплавномпроизводстве сопровождается образованием оксида углерода с последующимпревращением в диоксид углерода (СО2), налог на выбросы которого увеличился всоответствии с законодательством. Технических и технологических путейуменьшения выброса СО2без снижения объемов производства товарной продукции не существует. И это ещестоит учесть, что технология, используемая на предприятии, соответствует лучшиммировым BREF-технологиям. Значительное увеличение налоговой нагрузки нестимулирует дальнейшее развитие ферросплавной отрасли, в том числе сокращаетобъемы финансирования и сроки выполнения строительства экологических объектов исооружений. Как ни прискорбно мне это наблюдать, но должен констатировать тотфакт, что экологические вопросы перешли в политическую плоскость. И это, на мойвзгляд, неправильно. Наше предприятие в сфере экологии делает много. Так,«Программа улучшения экологического состояния Днепропетровской области за счетуменьшения загрязнения окружающей среды основными предприятиями-загрязнителямина 2007-2015 годы» полностью выполнена. Все обязательства, предусмотренные этимдокументом и другими законодательными актами Украины, выполнены. В частиэкологического строительства наши специалисты на всех уровнях знают, что имделать. Однако государство сегодня создает искусственный прессинг на отрасль,который не соответствует общему экономическому состоянию отрасли и страны вцелом. Целый ряд новых законопроектов, предусматривающих введение новыхмеханизмов контроля, использования и учета различных процедур экологическойнаправленности, которые через финансовую нагрузку ложатся на стоимость однойтонны металла. И это вместо того, чтобы создавать альтернативные условия,способствующие возникновению источников комфортной жизни. Нельзя сказать, чтоновое законодательство абсолютно неверно, но, копируя зарубежный опыт, нашизаконодатели не учитывают украинские реалии. Этот формальный подход нужноменять. К тому же экологический налог сейчас по большей части идет в общий фондгосударственного бюджета. А это в корне неверно. Эконалог должен оставаться наместах. Уж если увеличивать, то вкладывать эти средства в решение экологическихпроблем нашего региона, а их у нас немало.

 

 НЗФ - пример для подражания

 

То, что экологических проблем у Никополя и региона в целом достаточно,подтверждает Сергей Поддубный, который годами добивается их решения вгородских, областных и государственных инстанциях. Среди них - подтопление,неудовлетворительноесостояние очистных сооружений, использование земель в границах прибрежнойполосы, что приводит к угрозе берегоразрушения и т. д. Но одна из ключевыхпроблем города и региона - это качество питьевой воды, которое нужно в разыулучшать. Оно напрямую связано с водоподготовкой и транспортировкой посуществующей устаревшей системе. Конечно, город производит замену водоводов напластиковые, но 15 км замененных в прошлом году водоводов к более чем 500 км,требующих немедленной замены, - это капля в море. - Чтобыпродвигаться по всем этим направлениям, нужны серьезные средства, -рассказывает Сергей Александрович. - Но изменения, которые прошли взаконодательстве в 2018 году, существенно уменьшили процент отчисленияэкологического налога в местные бюджеты. До этого в областном и городскихбюджетах оставалось 80% эконалога (55% и 25% соответственно), а сейчас только55% (30% и 25% соответственно). Однако вВерховной Раде Украины зарегистрирован проект Закона №9381 «О внесенииизменений в Бюджетный кодекс Украины относительно распределения средствэкологического налога». Им предполагается возвращение старой схемыраспределения эконалога - 20% в госбюджет, 55% - в областной, 25% - в местный.Объясняется это тем, что большую часть ответственности за решение вопросовохраны окружающей среды законодательство возлагает на органы местногосамоуправления (область и город), что невозможно в полной мере из-за уменьшенияфинансирования. Соответственно принятие этого законопроекта жизненнонеобходимо. Не менее важен вопрос качественного администрирования ирационального использования собранных «экологических» средств, конкретноиспользование их исключительно на решение программ, напрямую связанных сулучшением экологической ситуации в городе и районе и снижением негативнойнагрузки на общую экосистему области. Практику «закатывания экологических денегв асфальт» необходимо забывать, а собранные средства направлять исключительнона улучшение жизненно важных вопросов, связанных с экологией, - как пример таже качественная водоподготовка и подача общегородской водопроводной сетьючистой воды в каждый дом никопольчан. Нельзя неупомянуть еще одно нововведение, связанное с распределением эконалога в бюджетыразных уровней. Так, в соответствии с изменениями в законодательстве, средствагосударственного экологического фонда, в который на сегодня уходит 45%, нельзяиспользовать для реконструкции и строительства объектов негосударственной формысобственности. То есть попросить у государства денег из этого фонда нареконструкцию тех же очистных сооружений в Никополе, сумма реконструкциикоторых составит не менее 150 млн. грн. и, понятое дело,  неподъемна для местного бюджета, городскаяисполнительная власть больше не может. А  ведь местный экологический фондв этом году насчитывает чуть более 3 млн. грн., и делать глобальные и заметныеулучшения на эту сумму просто невозможно. Выход один – принять вышеуказанныйзаконопроект и вернуть былое процентное распределение средств. По моемуглубокому убеждению, большая часть эконалога, уплачиваемая нашимипредприятиями, должна оставаться на местах. Это будет справедливо. Что касаетсяувеличения некоторых ставок эконалога, то это даст некий положительный эффект.Однако для этого экономика страны должна нормально работать, чтобы предприятиемогло этот налог с чего-то платить. Иначе это не имеет смысла. Хочу отметить,что в нашей области остается достаточно много предприятий, которые не соблюдаютэкологическое законодательство и пытаются всеми правдами и неправдами уйти отвнедрения новых технологий очистки. Чего не могу сказать про наш Никопольский завод ферросплавов, который не простодекларирует в годовой экологической программе планируемые мероприятия,направленные на снижение экологической нагрузки, но и системно их выполняет,вкладывая миллионные инвестиции в современнейшие системы газо- и пылеочистки. Ксожалению, нередки случаи, когда другие крупные предприятия города включают всвои экологические программы обязательные мероприятия, направленные на снижениеих негативного воздействия на окружающую среду, которые в свою очередьвключаются в общеобластную программу, а спустя полгода декларируют отсутствиесредств на предприятии для их выполнения и просят исключить эти мероприятия изутвержденных программ. Забывая о том, что разрешения на допустимые объемывредных выбросов им были даны при условии внедрения новых технологий очистки ихотходов производства, будь то выбросы в воздух, воду или твердые отходы. Что,конечно же, просто недопустимо, если не сказать -  даже преступно, хотя бы даже по отношению кнам с вами, жителям города, которые вдыхают и пьют все это.  Было бы хорошо, если бы остальные предприятиябрали в этом плане пример с НЗФ.  С точки зренияконтроля за соблюдением экологического законодательства, не могу не отметитьеще одно знаковое Постановление Кабмина №182, которое вступило в силу 6 марта2019 года. Оно носит название «Об утверждении критериев, по которым оцениваетсястепень риска от осуществления хозяйственной деятельности и определяетсяпериодичность проведения плановых мероприятий государственного надзора(контроля) в сфере охраны окружающей природной среды, рациональногоиспользования, воспроизводства и охраны природных ресурсов Государственнойэкологической инспекцией». Им вводится балльная система и критерии дляопределения степени рисков (воздействия) предприятий на окружающую среду потакой шкале: от 41 до 100 баллов - предприятие с высокой степенью риска; от 21до 40 баллов - предприятие со средней степенью риска;  от 0 до 20 баллов - предприятие снезначительной степенью риска. Введение этой балльной классификации хорошо тем,что с ее внедрением регламентируется периодичность плановых проверокгосударственными органами контроля за соблюдением экологическогозаконодательства. Так, предприятия с незначительной степенью риска будутпланово проверяться соответствующими инстанциями раз в пять лет, со средней -раз в три года, с высокой - раз в два года. И не чаще. Постановлениемпредусмотрена четкая и понятная система перехода предприятия из категориинезначительной степени риска в категорию высокой степени риска при фиксированиинарушений норм экологического законодательства или недопуске экологическихинспекторов, но при этом  также вводитсяпоощрение за выполнение норм экологического законодательства. Так, еслипредприятие не нарушает экологические нормы, то срок между плановыми проверкамиувеличивается в полтора раза. Согласитесь, это стимулирует соблюдать закон обохране окружающей среды. Так что, каквидим, не все изменения в законодательство носят негативный характер. Есть ипозитив. К сожалению, должен констатировать тот факт, что  законодательство в экологической сферезачастую прописано размыто, отсутствуют важные подзаконные акты, позволяющиеприменять на деле законы, направленные на сохранение окружающей среды,  что усложняет работу как предприятиям, так иконтролирующим органам. Но законы, как мы знаем, пишут люди, и чем больше срединих будет специалистов - тем лучше для нашего общего дела - сохранения природы и нашей средыобитания, а значит, нашего здоровья.